Всё идет от сенсея. Подборка фильмов о преподавателях и учителях


1.Перед классом


История о том, как герой фильма приспосабливается к жизни с синдром Туретта и что ему в этом помогает.

Хотя герой и ропщет периодически на свою болезнь, особенно в период, когда пытается найти работу или когда пытается выстраивать близкие отношения, он всецело ее принимает. Брэд не считает, что болезнь делает его плохим. Да, она в чем-то его ограничивает, но не делает недостойным чего-либо. Этим он обязан маме, которая бесконечно поддерживает и любит своего сына, которая не захотела, чтобы он стал инвалидом и спрятался от всего мира среди себе подобных.

Брэд обязан директору школы, при участии которого освоил главные принципы того, как сделать так, чтобы минимизировать последствия своего постоянного спутника: говорить о синдроме, не пытаться его скрыть, не замечать и не злиться на то, что незнакомые бросают на парня разные взгляды, и порой не самые приятные. Но дело в том, что люди не всегда понимают, что происходит с другим человеком и как надо себя вести. Из-за непривычности ситуации реагируют по-разному в зависимости от случая: то смехом, то раздражением, то смущением.




Подробнее о фильме на Кинопоиске


2.Триумф. История Рона Кларка


«Триумф: История Рона Кларка» можно было бы назвать «американской сказкой», если бы не одно, а точнее два больших «НО».

Во-первых, фильм основан на событиях из жизни реального человека. И, как я понимаю, человека выдающегося. Это Рон Кларк. На сайте по приведённой ссылке немного кривой перевод, но, чтобы понять, о чём речь — вполне достаточно. А вот оригинальный сайт Академии Рона Кларка на английском

Во-вторых, я сама в своё время была свидетельницей аналогичных событий, произошедших в совершенно других и, в плане нагрузки на учителя, гораздо более сложных условиях советской школы. Результат настолько поразил директора учебного заведения, что тот подытожил — за три года педагогу удалось (извиняюсь за выражение), цитирую: «сделать из говна конфетку». Это отдельная история, герои которой — моя любимая мама и мои «трудные» одноклассники из самого неблагополучного класса, куда их собрали со всей параллели. Как я-то там оказалась? Сама попросилась.

Наверняка, в фильме есть художественные отступления от действительности, но всё равно, в целом — это правдивое кино. Ведь в жизни всё намного круче, чем в любых снятых «по мотивам реальных событий» картинах.

Слоган «Триумфа»: «No one believed in them. Except him» — «Никто не верил в них. Кроме него». Вообще, хорошо, когда в тебя кто-то верит. Только благодаря этому и совершаются на Земле многие замечательные дела.

Однако, самому в себя тоже верить нужно. А то вдруг не окажется рядом кого-то вроде Рона Кларка? И тогда Вам может стать очень худо. Но значение таких неравнодушных и талантливых взрослых, как этот учитель, в судьбах деток никак нельзя преуменьшать

Правила, разработанные для учеников Роном Кларком, совсем не помешало бы соблюдать и взрослым, причём, на всех уровнях, во всех коллективах и сообществах. Возможно, взаимное уважение — это и есть то, чего катастрофически не хватает нашему довольно безумному миру.

Фильм, конечно, нельзя назвать шедевром кинематографического искусства. Но, если Вы захотите посмотреть нечто жизнеутверждающее и оптимистичное, тогда «История Рона Кларка» — самое то

Успехов! И помните: «Мы — семья!» В смысле, всё человечество


Подробнее о фильме на Кинопоиске


3.Уроки французского


Экранизация замечательного советского писателя Валентина Распутина никого не сможет оставить равнодушным. Возрастных ограничений у этой картины нет, поэтому рекомендовать её можно и взрослым и детям. У детей картина вызовет огромный интерес, потому что главным героем является мальчишка-школьник, который в послевоенное время поехал в город, чтобы продолжать учёбу в средней школе (в родной деревне героя школа была лишь начальная).

Володя, так зовут главного героя, останавливается у тётки, которая живёт сама с детьми.Так как сюжет развивается в послевоенные годы, в фильме показаны голод, послевоенная разруха и нищета: мама главному герою привозит лишь мешок картофеля на неделю.

Вскоре мальчик заболевает малокровием, и врач рекомендует ему каждый день пить молоко. Мама не может привозить сыну молоко, и он начинает играть на деньги с дворовыми пацанами… Играя лучше всех, Володя всегда останавливается, как только выигрывает один рубль, как-раз на один стакан молока на рынке. В один из моментов такая позиция главного героя служит поводом для конфликта и драки, после которой он приходит в школу с синяками.


В школе молодая учительница французского оставляет его после уроков, чтобы выяснить причину столь неприглядного внешнего вида мальчика, но он отказывается рассказывать о произошедшем.

Тем не менее, учительница проявляет интерес к Володе и начинает заниматься с ним французским языком после уроков. Постепенно она узнаёт о трудном положении ученика, о том, что он голодает и не может себе позволить даже необходимое ему молоко. Пытаясь помочь, она приглашает его в гости и зовёт к столу покушать супа «за компанию». Она наливает ему стакан молока, но мальчик отказывается от всего этого: «Нет-нет, не надо. Не нужно меня кормить». И уходит.

Другие попытки помочь мальчику, накормить его остаются также тщетными. Тогда молодая учительница придумывает игру на деньги и нарочно поддаётся, чтобы её ученик смог пить молоко на «выигранные» деньги. Володя с неохотой соглашается. Таким образом учительнице какое-то время удаётся «проигрывать» мальчику, тем самым просто помогая ему. Хоть и хитрый, но благородный поступок.

… Однажды учительницу и ученика за игрой в «азартные игры» застаёт директор школы и, не разобравшись в ситуации, увольняет свою подопечную. Она уезжает к себе на Кубань… Спустя какое-то время герою в школу приходит посылка с макаронами с Кубани…


Чему учит фильм?

Фильм воспитывает чувство сострадания, прививает зрителю желание помогать ближнему, сочувствие, бескорыстие и доброту. Фильм учит преподавателей видеть жизненные проблемы своих учеников и помогать им. Поведение главного героя может служить примером для многих современных молодых людей быть достойными: не будь нахлебником, не бери у людей помощи просто так, старайся сам заработать, сделать что-то хорошее.

В картине затронута такая сторона нашей жизни, как азартные игры. Тем не менее, поведение главных героев демонстрирует, что искренние и добрые намерения позволяют даже негативные явления использовать во благо.

Подробнее о фильме на Кинопоиске


4.Большая перемена


Блестящий актёрский состав.Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций — не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране.

Во время съемок газета «Вечерняя Москва» опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». Министерство образования и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу — вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист Георгий Садовников объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины Анатолию Мукасею.

В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных.

Савелий Крамаров. Кадр из фильма «Большая перемена». Режиссер Алексей Корнев. 1973 год

В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров. На главную роль претендовали Евгений Карельских, Константин Райкин и Андрей Мягков. Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую, на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а Светлану Афанасьевну — Наталия Богунова. Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. Светлана Крючкова, сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу Юрию Векслеру.

Кадр из фильма «Большая перемена». Режиссер Алексей Корнев. 1973 год

На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, Ирина Азер (Люся) и Наталья Гвоздикова (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже.

Натурные съемки в основном проходили в Ярославле — на берегу Волги и на Ярославском шинном заводе. Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти.

Подробнее о фильме на Кинопоиске


5.Общество мертвых поэтов

Фильм «Общество мертвых поэтов» рассказывает об учителе английского языка и литературы Джоне Китинге в академии Велтон штата Вермонт (академия вымышленная, а вот образ учителя был списан с реального учителя английского языка и литературы Сэма Пикеринга). Начинается новый учебный год и ученики встречают нового учителя английского языка и литературу, который с первых же минут завораживает своих учеников. Методы работы данного учителя, отличаются от всех кто работает в данной академии, отличается и внимание учителя к деталям. Как заставить новое поколение учить литературу, как заставить их найти в произведениях лучших мастеров, что-то необходимое для себя, как заставить с помощью обычной книги поверить в себя и сплотить учебный коллектив, со всеми деталями и проблемами справляется Джон Китинг. Свой первый урок в данном классе учитель начинает с лекции в которой говорит ученикам о их смерти, он пытается донести мысль, что жизнь быстротечна и нужно ловить каждый день, каждую минуту своей жизни: «Мы — пища для червей, юноши. Как бы ни казалось невероятным, но каждый из нас в один прекрасный день перестанет дышать, похолодеет и умрет». Методы работы нового учителя, сначала удивляют ребят, а затем завораживают, учитель становится авторитетом и это дает понять, что такой человек действует как проводник с молодым поколением, для учеников Джон Китинг был не просто учителем, он являлся авторитетным человеком, который для каждого ученика заставил поверить в себя, его стали называть «О, капитан, мой капитан!!!». Ученики также возродили «Общество мертвых поэтов», в котором состоял в свои школьные годы их учитель. Один из его учеников вдохновленный поэзией, решается заняться искусством и бросить занятие той профессии, которую избрал для него отец. Конфликт отца и сына заканчивается самоубийством последнего. Все это произошло из-за непонимания стремлений сына отцом, из-за нежелания сына больше противостоять своему отцу. В итоге «виновным» в данной ситуации признают учителя английского языка и литературы Джона Китинга. Его ученики не по своей воле подписывают показания о том, что Джон Китинг заставил их возродить «Общество мертвых поэтом», что он внушал Нилу (мальчику, который покончил жизнь самоубийством) не слушаться отца. Все это приводит к тому, что учителя увольняют. В последний день, когда Джон забирал последние вещи из класса, его ученики хором сказали «О, капитан, мой капитан!!!», что свидетельствует о признании учеников своего блестящего и неповторимого учителя, который все же оставил след в их жизни и заставил найти в литературе для нового поколения именно то важное, что смогло бы помочь в решении проблем и улучшении моральных качеств.

Данный фильм повествует о жизни и занятиях учеников в престижной школе Уэлтон, гордящейся своими традициями и устоями, которые неожиданно ставит под угрозу новый преподаватель – Джон Китинг. Он сильно отличается от других преподавателей. Этот человек – фанат своего дела, учитель по призванию. В то время как преподаватель тригонометрии требует от учащихся, чтобы каждое их домашнее задание было выполнено, иначе их общая оценка снизится на балл (т.е. его задача не научить учеников думать, а «выдрессировать» их), Китинг советует им изменить точку зрения, порвать учебник с шаблонными теориями. Цель нового учителя - не просто донести информацию, чужие теории, трактаты, а заставить учащихся мыслить. Его девиз – «Carpe diem», так, мистер Китинг говорит с учениками о быстротечности времени и старается убедить жить их здесь и сейчас, «высосать из жизни костный мозг до последней капли». Он делает изучение литературы для учеников интересным, харизма, нестандартный подход преподавателя увлекает их. Решая одну из самых важных проблем образования, мистер Китинг не просто преподает материал, он сближается с учениками. Ему интересен их внутренний мир, их чувства, мечты, успехи. Благодаря влиянию мистера Китинга Тодд Эндерсон из закомплексованного подростка превращается в личность, не боящуюся идти наперекор обществу ради того, во что он верит. Однако советуя ученикам изменить угол зрения, Китинг сам воспринимает жизнь несколько ограниченно, опираясь лишь на свои взгляды, не признавая другие точки зрения, что доказывается в конце фильма, когда мы узнаем, что в преподавании литературы он пропустил тему реализма, изучая лишь романтиков, чья позиция близка ему самому. В то же время, Китинг при всех своих утопических мечтах и идеалистических взглядах не призывает учеников к безрассудству, следованию мимолетным прихотям. Он предупреждает их, что, следуя девизу «сarpe diem», нужно, прежде всего, руководствоваться мудростью и здравым смыслом. Игнорирование этого совета приводит к самоубийству Нила Пэрри. Конечно же, виновным в смерти подростка признали мистера Китинга. А ведь это он настоятельно советовал Нилу рассказать отцу о выступлении, открыть ему свою душу, рассказать о своих чувствах и мечтах. Кто знает, решись подросток на это, может быть, все закончилось бы иначе. Но страх наказания, отцовского гнева не позволил Нилу поступить правильно. Поэтому, надо признать, в смерти Нила виноват отчасти и его отец. Конечно, человек, так сказать, «сделавший себя сам», хотел воплотить в сыне свои мечты, дать ему престижное образование, хорошую работу. Однако отец не спросил Нила, чего хочет он. И такая забота, отцовская любовь, выражавшаяся в строгой дисциплине, обусловленная желанием направить сына по правильному пути, постоянно душила подростка, и, впоследствии, привела к его смерти. Но, конечно же, виноватым во всем, в итоге, оказался учитель, который своими «опасными идеями» привел ребенка к мысли о суициде. И тут возникает вторая проблема образования: в школе, для которой престиж годами был превыше всего, не было важным докопаться до истины и найти настоящего виновного в смерти ученика, а необходимо было, как сказано в фильме, «найти крайнего». Этим крайним и оказался мистер Китинг. Нестандартный подход мистера Китинга не выдерживает столкновения со старой системой, даже среди учащихся находятся те, кто ради положения в обществе готов поступиться честностью и преданностью (Ричард Камерон). Тем не менее, некоторые ученики Китинга, под предводительством Тодда Эндерсона, бросают вызов старым порядкам и поддерживают учителя, вставая на парты и произнося заветную фразу: «О, капитан, мой капитан!». Конечно, многие учащиеся остались на своих местах, но ведь если преподавателю удалось хотя бы нескольких своих учеников сделать личностями, способными отстаивать свои идеалы, то, пожалуй, все было не напрасно.

Азарченко Галина, ФлФ, 201.1 группа

Подробнее о фильме на Кинопоиске


6.Октябрьское небо


Неожиданно жарким получилось обсуждение в целом хорошего американского фильма про воплощенную мечту американского мальчишки о... А вот о чем мечта и спорили.


Дело в том, что фильм многоплановый. В фильме ведь не только мечта о космосе, а она там, на мой взгляд, безусловно, есть. Там еще и отношения с отцом, там еще мечта учительницы. В фильме немало людей, которые ощущают свою миссию. Ну то есть, их количественно мало, но для современного американского фильма их просто, как говорил кот Матроскин, завались.


Если интерпретировать основной спор, то он был вокруг темы: ощущал ли свою миссию пацан, или он мечтал о чем-то другом. Но два человека в картине всю свою жизнь посвятили какой-то идее.


Отец Хомера - Джон. Ложная или истинная, но точно заслуживающая уважения, цель жизни Джона Хикема: шахта должна жить, уголь надо добывать для процветания страны. Жизнь шахты - это не только (на взгляд Джона) процветание страны, это еще и жизнь окружающих, и жизнь городка. Он всю жизнь работает ради этой цели. И перед смертью, как Павка Корчагин (прошу прощения за сравнение), мог бы сказать, что он не испытывает мучительной боли за бесцельно прожитые годы. Мог бы, но... На самом деле, даже с учетом но, у него было право так сказать.


Мисс Райли. Тяжело быть учителем в провинциальном умирающем городке, где жизнь практически всех учеников предопределена и, не просто предопределена (это не самое страшное), а беспросветна и бесперспективна. И тут дело не в тяжелом труде как таковом. Стаханов тоже добывал уголь. Да и Джон Хикем добывал. Важно, что все её выпускники будут отчуждены от своего труда. Их труд будет ради существования, но не жизни. И ее миссия: научить и воспитать людей с мечтой, которые своим упорством и трудом прорвутся за пределы местного прозябания. Не американская, а капиталистическая идея, что такое возможно лишь для единиц, а вовсе не для всех. И учительница находится в этих рамках. Но если ее усилиями, кто-то дерзнет и выйдет за очерченный круг, то жизнь была не напрасна. У мисс Райли миссия, с которой она может и не справиться. А неизлечимая болезнь подступает.


В картине дан, на мой взгляд, недооцененный конфликт, несмотря на то, что он выведен очень красиво, просто в несколько штрихов. В поселке ходят слухи, что у мисс Райли появился ухажер, к которому она ездит в город. Потом выяснилось, что она ездила в больницу. Ничего плохого в ухажере нет. Это даже хорошо. Но, "какое ей было дело" до ухажеров. У нее для осуществления своей миссии на Земле оставалось совсем мало времени. Успехи или неудачи ее учеников были несоизмеримо важнее ухажеров.


А вот насчет Хомера мнения разделились. Практически сразу была вброшена мысль, что всей своей деятельностью Хомер множил жизнь отца на ноль. Он обесценивал миссию отца. Более того, сказано было, что фильм участвует в смерти американских рабочих городов и городков и рабочих профессий. Он был снят для того, чтоб такая смерть не воспринималась как трагедия, картина готовила людей к ней. Эта версия выглядит натянутой. В 1999 году (год выхода фильма) Детройт уже был полумертв. Он в 80-е начал загибаться. В этом смысле фильм скорее отражение новой реальности, чем подготовка к ней.


Так куда же хотел вырваться Хомер? В космос? Или из городка? У меня сложилось ощущение, что обе мотивации переплелись: и в космос, поучаствовать в чем-то великом, и из городка. Он, кстати, единственный из 4-х парней шел именно к своей цели, не свернув ни в банковскую сферу, ни в фермерскую, ни в научною финансово благополучную (работа в нефтяной компании). Он мечтал о космосе и стал инженером НАСА. Хомер, все-таки, в первую очередь мечтал вырваться куда-то, а уж во вторую, откуда-то.


Но дальше начинаются проблемы (я не могу это рассматривать иначе) идеологии победившего мироустройства. Каждый может, если будет упорно работать. Вот Хомер смог. Смог что? Как его успех повлиял на жизнь его городка? Кто-то из четверых вернулся нести свет знаний и новой жизни, к которой прикоснулся сам, к себе на родину? Хотя бы в том качестве, в котором вернулся на родину тренер Картер?


А зачем им возвращаться? Успех в понимании идеологии победившего мироустройства, это благополучие, а вовсе не жизнь, прожитая так, "чтоб не было мучительно больно". А благополучными, во-первых, все быть не могут - только первый спортсмен школы; во-вторых, уже же есть пример, как достичь успеха - мы четверо его достигли. Берите пример с нас, с Форда, с Ротшильда. "Семья юного Майера Амшеля жила в еврейском гетто", а человек своим упорством пришел к успеху. Вот и идите... к успеху.


Надо сказать, что, судя по фильму, городок вовсе не потерян для жизни - не для прозябания, а для ЖИЗНИ. Люди готовы работать ради великой цели. С какого-то момента они все готовы были помочь космическим экспериментам Хомера. Конечно, в первую очередь, это Айк Быковски, которого сыграл Илья Баскин (сыгравший также в телефильме "Большая перемена"), и Леон Болден. Они шли на риск, помогая ребятам. Люди в городке зажглись. Появился мотор в виде Хомера, и многие ощутили свою сопричастность происходящему, радовались, если могли оказать какую-то помощь. Хомер уехал - все вернулось на круги своя, городок продолжил умирать. Получилось, что эксперименты с ракетами - это что-то вроде его предсмертной агонии. И тут проблема не в населенном пункте, как таковом, не в точке на карте, а в людях, которые со смертью городка куда-то делись, как-то продолжили существовать, но жизнь из них вышла. Невольно вспоминается роман Маркеса "Палая листва", наполненный этим ощущением ненужности и брошенности после ухода банановой компании.


Мне очень понравилась линия взаимоотношений главного героя с отцом. Отцу очень тяжело со своим упрямым младшим сыном - ослом. Но он чувствует, что это упрямство неспроста. Более того, это упрямство и повод для отцовской гордости. Именно такие упертые на что-то способны. Они могут идти к своей цели. Хомер тоже в какой-то момент ощутил, что он плоть от плоти отца, что он, вообще, во многом отца повторяет. Даже ощущение миссии унаследовал. Правда, это другая миссия.


Фильм мне понравился. Даже несмотря на свою неоднозначность. Но эта неоднозначность - отражение, а вовсе не моделирование, современного мира.

Октябрьское небо – еще один фильм, что основан на реальных событиях. Его нужно смотреть всем тем людям, кто так любит находить объяснения, почему они не могут ничего достичь, ибо для них это невозможно. Они настолько убеждены в этом, что даже не предпринимают никаких попыток. Тем самым они ставят перед собой и своей жизнью непреодолимые преграды. И это еще больше укрепляет их мнение, что для них нет никаких перспектив.


Какие же чаще всего они выдвигают причины:

  • Я не того поля ягода.

  • Меня никто не научил.

  • Мне пробиться наверх.


Короче, классические отмазки в духе известной на Руси поговорки “Всяк сверчок знай свой шесток”.

История Хомера Хикэма

Фильм Октябрьское небо повествует о судьбе мальчика из очень маленького шахтерского поселка, у которого была настолько большая мечта, что для всех вокруг она казалось дикой. Никто не мог поверить, что простой мальчишка на что-то может быть способен.

Жизненный путь всех людей из этого поселка был четко предопределен от рождения. У них была лишь одна дорога – идти на шахту и работать там.

В октябре 1957 года впервые в мире в СССР был запущен первый космический спутник. Хомер услышал об этом и потом еще увидел воочию, как тот пролетал по небу. И если для кого-то небо лишь атмосфера и облака, то для Хомера оно стало мечтой. Он буквально “заболел” космосом.

Но он не просто мечтал о том, что когда-то вырастит, выучится и, может быть, ему повезет приобщиться к космической эре. Мальчик сам начал строить ракеты.

Наверное, грандиозность этих действий может оценить лишь тот, кто сам хоть что-то делал. Построить ракету – это не сходить в магазин и купить коробку конструктора. Хотя сейчас современные дети могут так и робота сложить.

Подумайте, что значит строить то, о чем еще ничего не знаешь и никто тебя не может научить. Как это – начинать дело без технологий, чертежей и всех деталей? Все, что Хомер мог достать, – это книги по ракетостроению.

Берт Монро работал над улучшением своего мотоцикла 44 года. Хомер не строил реальную ракету, он делал всего лишь модель. Но ведь она тоже должна была летать! Сколько труда ему это стоило, через сколько неудач ему пришлось пройти!

Октябрьское небо – лучший семейный фильм

Октябрьское небо был снят по автобиографической повести самого Хомера Хикэма. Этот фильм удостоен нескольких наград, одна из которых (в 2000 г.) была ему вручена, как лучшему семейному фильму.

Это очень светлый и искренний фильм. Он не оставляет никого равнодушным и вселяет уверенность, что всего можно добиться, если у тебя есть:

  • Мечта.

  • Вера в себя.

  • Целеустремленность.

  • Настойчивость.

  • Верные друзья.


Все это показано настолько точно и тонко, что не чувствуется ни фальши, ни пафоса. Только есть светлое чувство веры в себя и в будущее.

Очень тонко здесь переданы эмоции и переживания всех героев. И еще прекрасно раскрываются взаимоотношения между родителями и подрастающими детьми.

В фильме нет любовных сцен, спецэффектов, нет раздутого бюджета, но это – шедевр. Его приятно посмотреть и взрослым, и подросткам, и детям.



Подробнее о фильме на Кинопоиске


Открыть свой детский клуб:


Франшиза Инвентика

Франшиза Partyum

Франшиза Speeco


7.Ключ без права передачи


дравствуйте! Сегодня говорим о фильме "Ключ без права передачи" и роли классного руководителя для старших школьников.


Сначала слово мой будущей коллеге - ученице педагогического колледжа.


Посмотрела «Ключ без права передачи». Хороший фильм. Приятная актерская игра, волшебная атмосфера Петербурга, прекрасная песня Окуджавы и изумительные стихи. Даже название интригует.

Заставил улыбнуться. Но в голове после просмотра возникло много всего. Наверное, в фильме поднимается самый важный вопрос для любого учителя: кем быть для ученика? Наставником, другом или чем-то между ними? Как сделать так, чтобы детям хотелось идти на твои уроки?

Хоть фильм и снят в прошлом веке, но вопрос остается открытым. Не случайно ведь Марина Максимовна посоветовала директору начать с книги «Как любить детей». Мне очень понравился этот момент, когда получается, что в основе педагогики лежит – любовь к детям. Вообще героиня притягивает. Молодая, но мудрая. Не боится идти против коллектива педагогов. Но все-таки ее жалко.

А вот химичка вызвала отвращение. Но, к сожалению, я узнала в ней многих учителей. И у меня возникли вопросы: что делать, если учитель знает меньше ученика? Конечно, педагог не ученый, но что он должен знать о своем предмете? Только программу? Или больше? Если да, то насколько?

Еще озадачила ситуация с Шаровым. Ведь ему нужна химия, но его выставляют с уроков. Такое даже есть у нас в колледже. Учителя не могут терпеть некоторых студентов, а студенты как ни пытаются, не могут добиться их расположения. Что делать в такой ситуации классному руководителю?

Очень понравилась атмосфера класса. Когда они все вместе, сообща, вместе учатся, вместе отдыхают, внимательны к друг другу и очень заботливы. Нам бы так)).


Фильм — вполне взрослая утопия. Утопия многих тогдашних интеллигентских кухонь о чем-то вроде страны Касталии, островка культуры в море глупости. Тут и урок литературы — образчик «парламентской деятельности», и квартира Марины — образчик «интимной жизни», и прогулка в девственном зимнем лесу — образчик «единения с природой», и встреча на Мойке с поэтами — пример художественного пантеона. Чтение под лампой в темноте, Бах по случаю, портрет Марины под Средневековье — весь этот мир приемлем далеко не только для детей, но и для тогдашних «думающих» студентов, и для технарей из КБ и НИИ, и для «дорежимных» пенсионеров. И нужен он им для дальнейшего углубления в тонкости отношений, в то, что после и дальше уже выполняемых Десяти заповедей и Нагорной проповеди. И, будучи утопией в части «коллективного разума», фильм все-таки показывал, способен был показать, как быть с признанием дурака дураком, не теряя при этом интеллигентности. Способен был и на многие другие «как», в том числе — как дураки все время стремятся съесть, оккупировать чуждый им мир. Несоветская Асанова с изобретательностью шпионки сделала Марину (Елена Проклова) нервной и ожесточенной. За ее видимой «неправотой» стояла замученность, доведенность интеллигента «советскостью», его отчаяние. Воинствующая неинтеллигентность (Екатерина Васильева, Лидия Федосеева-Шукшина) также выходила за рамки «школы», в универсум.


Наиболее утопичным, но и наиболее волнующим оказался «новый директор». Компромисс фильма в том, что он — армейский, значит, партийный, еще и учит обществоведению, а при этом — нарождающийся интеллигент. Это компромисс. Но проблема «нарождения» всегда трогательна. Его тезисы: «Офицеру не пристало обсуждать других офицеров с солдатами» или «Не всем дано совместить кусок хлеба с призванием», — криминально по сути. Но возражения: «Здесь не казарма» или «За куском хлеба необязательно занимать чужое место. Идите, наконец, в дворники», — напрашиваются так легко, что сомнения нет: лицо Петренко дает их в потенциале. То есть финал фильма «открыт» именно для директора. Открыт даже после обнаружения всех компромиссов и после отмирания всех утопий. Что делать директору дураков, если он сам — не дурак? И что ему делать с умными


Подробнее о фильме на Кинопоиске



8.Доживём до понедельника


Картина, перевернувшая представление о школьном кино в СССР, вышла на экраны 28 октября 1968 года. Чуть раньше, до начала учебного года, ее показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя, воздавая должное смелому дуэту режиссера Станислава Ростоцкого и молодого сценариста Георгия Полонского. Они показали настоящую школьную жизнь, без прикрас и деления на черное и белое, с конфликтами и сложным выбором. Фильм стал лучшим согласно опросу журнала «Советский экран» в 1969 году, получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве и Госпремию СССР.

В основу фильма легла одноименная ранняя повесть Георгия Полонского, переработанная им в сценарий во время учебы на Высших курсах сценаристов. Дипломная работа 28-летнего Полонского впечатлила не только комиссию, но и Станислава Ростоцкого.

Кандидатуры на главные роли утверждали вместе. Полонский поначалу был категорически против суперзвезды Вячеслава Тихонова в главной роли. Учителя истории Мельникова он задумывал как фронтовика, надломленного и не слишком красивого человека. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим. Тихонов же сниматься не хотел — в тот период актер переживал кризис, собирался уходить из кино. Мельников тоже находился на перепутье, решая, продолжать ли ему преподавать. Эту параллель, видимо, и усмотрел режиссер. Выбора Тихонову он не оставил, категорически заявив: «Если ты мне друг, ты должен играть».

Вячеслав Тихонов. Кадр из фильма «Доживем до понедельника». Режиссер Станислав Ростоцкий. 1968 год

На роль молодой учительницы английского языка режиссер выбрал Ирину Печерникову. У актрисы тоже были сомнения — сперва ей показалось, что это будет шаблонный фильм-агитка про школу. Но прочитав сценарий, она загорелась работой. В роли сухой и строгой учительницы русского языка и литературы Ростоцкий снял свою жену Нину Меньшикову. Кстати, «Доживем до понедельника» стал их единственной совместной работой. От актеров, сыгравших учителей, не отставали и «ученики» — Валерий Зубарев, Игорь Старыгин, Юрий Чернов, Ольга Остроумова (роль Риты Черкасовой стала ее дебютом).

Ирина Печерникова. Кадр из фильма «Доживем до понедельника». Режиссер Станислав Ростоцкий. 1968 год

Когда встал вопрос о месте съемок фильма о жизни современной советской школы, Ростоцкий остановил свой выбор на развивающемся районе Москвы — Северном Медведкове. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью впустил киногруппу — он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю.

Фразу «Счастье — это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя по всей стране. Для школы № 234 эти слова стали девизом. Ее можно увидеть в музее, посвященном фильму. На большом экране здесь часто показывают «Доживем до понедельника», в музейном уголке рядом можно рассмотреть старые школьные альбомы, чернильницы и знамена конца 1960-х. Стены украшают цитаты и кадры из фильма и снимки современных учеников.



Подробнее о фильме на Кинопоиске


9.Дорогая Елена Сергеевна


Ляля, Витёк, Пашка и Володя "от имени по поручению" всего класса пришли поздравить свою учительницу математики, "дорогую Елену Сергеевну" с днём рождения. Цветы, тёплые слова, набор дорогих фужеров и в подарок растрогали Елену Сергеевну до глубины души. Она и представить не могла, что её нынешние выпускники так ценят и уважают её. На скорую руку накрытый стол, шампанское, цветы, музыка, слова поздравления и благодарноти - и обычный день, наполненный бытовыми хлопотами, превратился в настоящий праздник.

Но разочарование Елены Сергеевны было столь же неожиданным и сильным, как и подаренная ей радость, когда она поняла, что ребята пошли на обман и лесть, разыграв комедию искренного поздравления, ради хороших экзаменационных оценок.

Володя, будущий дипломат, "золотой ребёнок", предложил Елене Сергеевне сделку: возможность лечения её мамы у известного профессора взамен на ключ от сейфа, в котором лежат экзаменационные работы. Циничность и бесстыдность данного предложения обескуражили принципиальную учительницу. Растерявшись от подобной бесцеремонности, Елена Сергеевна просит ребят немедленно же покинуть её квартиру и уповать только на то, что завтра в школе никто не узнает о данном инсцеденте. Но заговорщиков реакция учительницы только веселит. Будучи уверенными в том, что всё возможно и цель оправдывает средства, ребята опускаются до угроз и вымогательства.

В оправдание своих действий каждый из ребят приводит веский аргумент: у Ляли - это желание "жить, а не выживать", как её мать-библиотекарь; у Пашки - стремление занять свою законную нишу, которую без права на то могут увести из-под носа дети "мажоров", приспособленчество - у Витька и самоутверждение - у Володи. Выслушав всех, Елена Сергеевна приходит в настоящий ужас. Она никак не может поверить, что в детях нет того, что должно быть в каждом нормальном человеке: милосердие, доброта, бескорыстие, совесть, честь.

У Володи, привыкшего всегда получать то, что он хочет, непоколебимость учителя вызывает только азарт. Видя, что словесное воздействие неэффективно, он прибегает к обыску. Под его руководством Витёк обыскивает Елену Сергеевну, другие ребята - квартиру. Заигравшись, подростки не понимают, какое унижение и боль они причиняют человеку, своему учителю своими бездумными действиями.

Уже под утро, запутавшись в подлости и предательстве, ребята покидают квартиру ни счем. Ключ, который они усердно добивались, забыв о достоинстве и чести, остался лежать на тумбочке. Его ценой оказалась жизнь человека.



В 1988 году Эльдар Рязанов снял фильм "Дорогая Елена Сергеевна" по одноименной самой известной и громкой пьесе Людмилы Разумовской. Я помню, как мы ходили в кинотеатр смотреть этот фильм. Мне тогда было 6 лет, моя мама была моего нынешнего возраста. Повторюсь, мне было 6 лет. Казалось бы, уже смышленный человек, а ничего подобного. Я ни слова тогда не поняла. И вот прошло чуть больше 20 лет и я, можно сказать, впервые посмотрела.


Понятное дело, что тогда это произвело эффект взорвавшейся бомбы. Могу себе представить, каким шоком была эта пьеса и фильм.


Я сначала не хотела скачивать этот фильм, а думала просмотреть его по-быстрому на ютубе.

Но там, к сожалению, только один отрывок, по которому совершенно невозможно уловить многие глубинные нити фильма.

Вырван кусок, после просмотра которого остается впечатление о ребятах, как об отморозках.


Каково же было мое удивление, когда по мере просмотра фильма я понимала, что ребята вовсе никакие не отморозки.


Я не буду сейчас обсуждать тему аморальности учеников, пришедших в дом к учительнице за тем, чтобы взять у нее ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы, чтобы подменить их на переписанные.

На эту тему можно рассуждать сколько угодно. Меня в фильме поразило другое.


Во-первых, какими бы "трудными" автор и режиссер ни пытались изобразить подростков, я "трудности" не увидела, а увидела совсем иное. И это я-то, со своими моральными принципами.


В связи с этим, мне подумалось, как же все-таки меняются времена и отношение к каким-то вещам.

Думаю, я не открою секрета, если скажу, что во многих ВУЗах России (да стран СНГ тоже) полно "мертвых" душ, или тех, кто числится в группе, но на занятия не ходит. И эти люди доучиваются до 5 курса и получают дипломы.

Столько уже обговорено на эту тему, что и обсуждать нечего.

Я привыкла воспринимать это как данность. Я этому не удивляюсь, меня подобное не шокирует.

Сейчас это все решается на уровне родителей и деканов или проч. нужных людей.


В фильме же ребята сами пытались "разрулить" ситуацию.

Да даже не ребята, а один человек: Владимир. Ему исправлять экзаменационную работу не нужно было, но он пришел в качестве лидера, привыкшего добиваться своей цели.

И именно он был, так сказать, мозгом тяжелейших переговоров.


Действительно, как забрать у учительницы ключ, который она не собирается отдавать и говорит, что лучше умрет, чем отдаст его.

Множество способов было перебрано, но ничего не помогло.

Все трое, пожалуй, кроме Владимира, абсолютно неоперившиеся птенцы, хоть и играющие во взрослых и суперкрутых.


На самом деле, я думала, что фильм будет гораздо жесче (видимо, в сравнении с тем, что показывают нынче с экранов телевизоров, этот фильм кажется не таким ужасающим).

И хотя главная героиня в исполнении Марины Нейеловой и произносит фразу, смысл которой в том, что эти ребята нелюди, я так не считаю. И вот кто бы мне сказал лет 15-20 назад, что я буду так говорить, я бы не поверила, а в худшем случае не поняла бы вообще.


На протяжении всего фильма лично я видела, как они не хотели причинять никакого зла этой женщине.

То есть они действовали разными путями (и двери закрывали на ключ, и телефонный провод перерезали, и обыскивали), но то было от безвыходности.

Несколько раз они отказывались от своей затеи, но их лидер не давал возможности отступить.


Больше всего меня поразило, каким психологом оказался этот мальчик.

Да, понятное дело, что можно сейчас говорить о его холодности и расчетливости и о том, как такие люди идут по головам и проч. Невероятно, но факт: ему отдали ключ.


Во-вторых, очень остро проходит показ жизненной беспомощности, неприспособленности и безысходности российской интеллигенции тех времен. Я ни в коем случае не осуждаю, я жалею.


В-третьих, удивило то, что я не заметила, как прошли полтора часа. Фильм не кажется вымученным или затянутым, несмотря на то, что действие происходит в квартире и персонажей всего 5 и они не меняются (за исключением появления соседа в середине фильма).


В июне этого года на московском кинофестивале французы представили аналогичный фильм "Эскалация". Правда, там уже развитие событий гораздо страшнее.


Вот что сказала сама Разумовская по этому поводу:

"К сожалению, проблема не только не исчезла, но и становится все более животрепещущей. Давно сказано, что мир лежит во зле; его не становится меньше, оно становится все более изощренным, лукавым, жестоким, беспощадным. Мы можем горевать, сетовать, возмущаться, но мы должны смотреть в корень проблемы, а корень заключается в том, что чем дальше наш мир отходит от бога, тем зла будет становиться все больше и больше. Ницше сказал знаменитую фразу: Бог умер. А Достоевский заметил, что если Бога нет, то все позволено. Мы живем в ситуации вседозволенности, когда человеческая свобода поставлена выше заповедей божьих. А тотальная свобода приводит к тотальному рабству - рабству перед грехом",


Подробнее о фильме на Кинопоиске


10.Чужие письма


Суть – нежность, пером мужчины. То есть, конечно, пером сценариста Наталии Рязанцевой – женщины и больше. Но, всё-таки... Илья Авербах. Его неповторимый стиль, который считывается моментально и захватывает без остатка. Это – доверие, наивысшее доверие, когда фильм входит в нутро, и ни на секунду не сомневаешься, что всё, что происходит – происходит.

Мастер психологического жанра. Врач. Хотя свою, первую профессию он очень не любил. Но отсюда – талант его конкретики. Точности. Вообще, малоталантливые люди склонны к избыточности. Фильмы Ильи Авербаха – это всегда чёткое попадание «в судьбу». И тонкое, очень вдумчивое применение выразительных кинематографических средств.

Психологическая драма разворачивается между девятиклассницей Зиной из неблагополучной семьи и её учительницей – Верой Ивановной, которая, пожалев девочку, берёт её к себе в дом.

И это её рука (Веры Ивановны) на фоне советской ванной плитки так тронула меня. Рука женщины, всепрощающей и вселюбящей. Эта бархатистость кадра, благодаря мастерской работе оператора-постановщика Дмитрия Долинина и художника Владимира Светозарова.

Вообще, так выстраивается дыхание фильма. Его атмосферность. Эта синяя комната, эти шторы... Этот струящийся тёплый свет. Эти тени и руки героини Купченко, когда Зина в шкафу – и кинокамера становится Зиной, из этого шкафа подсматривает, как фарфоровая ладонь учительницы ложится на плечи возлюбленного. И комната, комната, комната! Тайный синий мир. Тайная синь Веры Ивановны. Её убежище под разбегающиеся мелодии Олега Каравайчука.

Атмосфера. Я абсолютно убеждена, что в любом фильме главное – она. Сюжет может быть слабым, а может быть сильным. Но если атмосфера сильнее – фильм вечен. Я забуду имена героев и то, что Зина, превратившись в Зинку, прочтёт письмо. Но я не забуду эту хрустальную и хрупкую синь, это царство, в котором свой воздух и своя музыка. И в которое хочется возвращаться.

Вообще, я считаю очень важным давать волю тому, что снимаешь. То есть пейзаж – не фон для героя, а – самостоятельное начало, которое обязательно соединится с героем и даст неповторимую атмосферу. «Чужие письма» начинаются с того, как, не спеша, согласно своему ритму, на дорожки городка, где будет развиваться история, падают яблоки. Падают яблоки. Они – сами себе. Сами для себя. Затем совершенно органично этим яблокам на улицу выкатываются автомобили – и на крошечных учительских каблуках Вера Ивановна в исполнении Ирины Купченко. И камера поднимается на Собор, который венчает улицу… И уже всё понятно. И о самой героине, и о том, что это за город, и, главное, о том, что от фильма ждать. Истории какой мелодики.

Или вот ещё один намёк. Тёмная ночь. Окно. Колыхание шторы и тонких, как иглы, лепестков домашнего растения. Это что-то плохое врывается в комнату героинь. Что-то сейчас случится... А всего-навсего пара секунд тишины, темноты и ветра.

И из этих же темноты, ветра и тишины становится понятным, что прекрасная нежность, которая случилась между двумя женщинами – а Зина уже вполне сложившаяся женщина – чудо, которому уготована смерть.

Но это потом. А пока в ванной комнате в тёплом свете лампочки происходит главное. И какая разница, что Зиночка – крестьянка в самом прямом смысле, простолюдинка; и что позже она так грубо задвинет штору, что закроет портрет Анны Андреевны? Вот эта та нежность. Нежность, которая заставила Марину Цветаеву забыть о своей белогвардейской избранности и полюбить Бориса Бессарабова. И увидеть в этом коммуняке все самые алые и настоящие соки русского народа, которые так охмелили её, что родилась поэма «Молодец». Вера Ивановна ведь тоже охмелела. Раскрыла двери своего дома. Своего дома не для всех. Не просто впустила Зиночку, - позвала!!! Накормила. Да ещё и помыла. Отмыла... Думала, что отмыла...

Но то, что в Зине родилось вместе с её прекрасным лицом и этой юной прытью – а именно способность одним махом закрыть лицо прекрасного поэта – это же не отмыть. Самой большой любовью не отмыть.

«Зина, нельзя за художника дорисовывать...» - говорит ей Вера Ивановна. Снисходительно и по-сестрински. А Зина в ответ: «Да я же только воротничок подрисовала». И из окон у Зины дует, и телевизора, «хотя бы маленького, в рассрочку» не хватает. Да что телевизора, даже сухого молока нет! Торжество быта, до которого Вере Ивановне никакого дела нет и не может быть в силу силы собственной души и духовного.

Вообще в Зине превалирует форма. И этой форме Зина подчиняет себя и всё вокруг. И больше всего отыгрывается на Вере Ивановне. Оттого что форма – единственное, в чём Зиночка может ярче всего, горячее всего себя выразить, определить себя. И это страшно. Потому что сила эта и напористость куда мощнее, чем тонкое и хрупкое очарование не безбытового, а внебытового мира хозяйки.

Но это уже потом. А пока – два человека, две женщины нашли друг друга. Они в это свято верят. И бог с ней – с Ахматовой...

Вообще, они ведь не могут друг без друга существовать. Эти два типа людей. Вероивановский тип интеллигентки, с хорошим вкусом, тактичной, робкой, сомневающейся, тихой, верной своим высоким идеалам... Этот тип – в народовольцах, в декабристах… И простолюдинка Зинка – горделивая, суетная, упорная, хищник, бестактная… Потому что Вера Ивановна – верит в лучшее в людях. И в то, что отрицать вообще ничего нельзя. И любовью всё сладится. Зинка же – сильнее в силу своей бестактности. Грубее. И именно таких, как Вера Ивановна, она поучает, как жить.

А что же Вера Ивановна? Ведь это она – учительница! А не Зинка. «У неё своих нет, а ей надо кого-то воспитывать…» - говорит одноклассница и подружка Зинки в отместку за тройку рукой Веры Ивановны.

Не своих нет, а своё – есть. Потому что когда есть своё – им, своим, всегда хочется делиться. Нет, не хочется... Нужда делиться. Жить невозможно, не делясь. Потому что своё внутри себя не умещается. Потому что своё обречено на ширь, если это своё от любви растёт. Это о Вере Ивановне. Отсюда и этот жест распахнутой двери в своё царство.

Вообще ведь... Любящий человек – всегда больше человека, которого он любит. И любит от полноты своей души, а не от изысканности души своего избранника. И даже когда Зина вырывает из двери ключ и не пускает Веру Ивановну на свидание, растерянность последней очевидна! Учительница не знает, как поступать в таких случаях, потому что для неё такие действия – вне возможностей её души.

«Чужие письма» – один из тревожных фильмов о взрослении. В нём начисто отсутствует показуха и морализаторство. Он словно утверждает – бывает и так, разбирайтесь сами. И, честно говоря, нет однозначного отношения к персонажам – они все многогранны, как реальные люди. С ошибками, которые иногда не получается исправить. Как в случае с Зиной Бегунковой, главной героиней истории. К ней отлично применима русская поговорка “Горбатого могила исправит”. Она абсолютно горбатый человек. Она захватывает в водоворот своего мощного воздействия многих людей и треплет их жизни. И кому-то несдобровать. Под её раздачу попадает брат Шура (Иван Бортник), от которого она не слышала слова худого все эти годы, а потому знает, что он не способен дать ей отпор. Он знает её насквозь и даёт ей меткую характеристику “Она со всем миром в ссоре”. Он растил её в отсутствие матери, которая села за растрату в тюрьму на долгие годы. А после выхода, похоже, решила не возвращаться совсем. Шура не держит зла на мать, более того, в свой самый радостный день пригласил мать на свадьбу, надеясь, что эта встреча примирит, наконец, максималистку дочь с матерью.




Он очень ошибся – этот день стал триггером целой цепочки событий, где ему самому досталась незавидная роль. Зинка беспощадна к близким – всем, кто даёт слабину перед её железным характером. Она – каток и научилась закатывать в асфальт любого. Она почувствовала свою власть над людьми – у каждого нашла слабое место и мастерски научилась переворачивать человеческие истины в удобном для себя ракурсе. Она словно опьянела от власти и начала зарываться. На классном собрании заявляет, что некоторым не место в 9 классе, они его не заслужили, перечисляя провинности мальчишек. И волосы встают дыбом от перспективы увидеть такую на посту директора школы. Но будьте уверены, она обязательно будет кем-то руководить.



Она – монстр с невинными глазами. Вторгается в чужие жизни, распахивая дверь ногой.


Она не только читает письма учительницы, приютившей её, но копирует эти письма, выдавая за свои и приносит в класс подруге. Когда же Вера Ивановна говорит ей, что это нехорошо, она смеётся: «Вы же сами хотели, чтобы я их взяла. Разве не так? Зачем письма лежали на видном месте?»


И не возразишь – аргумент весомый. А может, вправду Вера Ивановна хотела, чтобы девочка их читала? А потом участвовала в её судьбе, коли она сама не может понять, чего хочет от мужчины, с которым спит?


Пересматривая картину сегодняшними глазами, я обнаружила в ней очень неудобные моменты, на которые не нашла ответа. Зачем Вера Ивановна (Ирина Купченко) взяла Зинку к себе? Она хороший учитель, требовательна к себе, прежде всего. Но разрешить жить у себя 16-летней ученице, у которой есть семья? При этом отношения учительницы и её друга Игоря известны всем. И эти отношения странные, если не сказать мучительные. В эти отношения входит Зинка и орудует там киркой и лопатой. Она поставила перед собой задачу их развести по разным сторонам и сделала это блистательно. Из случайных разговоров понятно, что Зина мечтала соединить учительницу с братом Шуриком, но из этого ничего не вышло. Шурик выбрал серую мышь, которая даже платье на свою свадьбу не удосужилась сшить, а пришла в том, в чём бегала накануне в магазин. Для меня этот факт вообще необъясним. Зачем режиссёр так окончательно унизил невесту Шуры перед его сестрой?

И вот этот Игорь, театральный художник, ни разу не спросил свою подругу: «А что это за шмакодявка, которая не даёт нам встречаться?» Он молча терпит, вызывая у меня протест и возмущение.


А всё потому, что мне неясны мотивы Веры Ивановны и ничего не прояснится в этом направлении вообще. По-видимому, Вера Ивановна сама в себе ничего не понимает и плывёт по жизни импульсивно.

А Зина, тем временем, попробовала свои силы в соблазнении мужчины. Из ближнего круга брата. Пряхин (Олег Янковский) – единственный, кто остановил напор девицы. Сцена, когда Пряхин толкает её в воду, держа в руке прут, еле сдерживаясь, чтобы не отстегать по оголённым ляжкам, просто сумасшедшая.



И очень странно, что развития не получилось. Вера Ивановна принимает в дом мокрую Зинку, находит Пряхина, чтобы заставить его всё рассказать Шуре. Уводит его и всё. На этом конец истории Пряхина. Он не вывел на чистую воду врунишку? Не рассказал, как всё было? Как она напрашивалась на отношения с ним? Кажется, такая оборванность сделана намеренно – если бы Вера Ивановна услышала такой рассказ, она бы сто раз подумала, прежде чем предоставить жильё своей ученице.

Ещё более странным выглядит поступок учительницы после того, как она узнаёт, что её письма украдены и отданы в класс. Зинка собирает вещи, чтобы уйти от Веры Ивановны, но та останавливает её криком из глубины души. После этого Зинка совсем вышла из берегов.Теперь ей точно всё дозволено, руководство личной жизнью учительницы, в том числе.



Здесь у меня и появляется неприятный вопрос, который по сегодняшнему дню нередок – уж не влюблена ли сама Вера Ивановна в Зинку, как Пигмалион в своё творение, которое так пестовалось и вскармливалось и, наконец, проросло? Отсюда и тягомотные отношения с Игорем, на месте которого я бы давно оставила Веру Ивановну в Калуге в полном покое. Конечно, можно многое объяснить материнскими чувствами с одной стороны, и желанием прильнуть к материнскому плечу, с другой. Если слишком глубоко вникать. А на поверхности какая-то двусмысленность, что портит впечатление от вроде бы правильной, хорошей, доброй учительницы.


Она дружит со старыми коллегами, которые знают, что такое по-настоящему учить и воспитывать. Она приходит к ним в дом, заявляя: «Я не могу больше учить детей. Я ударила девочку». На что получает реплику: «Кому это так повезло? Уж не Зине ли Бегунковой?»

Все в курсе, кто такая Бегункова, только не Вера Ивановна, опытный педагог. Словно полностью закрыты глаза на недостатки, только любование, неиссякаемая вера в её слова. Её принцип – всё разъяснять и объяснять детям. Но каково же было открытие, когда старый педагог говорит: “Почему нельзя читать чужие письма? Просто нельзя и всё!” Вот так просто.


Осталась непонятной концовка картины – Зинка снова в строю. Снова получает улыбку своей любимой учительницы и кричит: «Скорее, Вера Ивановна, мы вас ждём». Неужели всё сначала? Опять по кругу? Подчинение чужой воле, стыд за отношения с мужчиной, и жизнь под пристальным надзором зарвавшегося подростка? Как видите, картина вызвала у меня бурю эмоций и оставила в полной растерянности. Может, это и была задача режиссёра – эпатаж? Кстати, при всей моей любви к музыке Олега Каравайчука, на этот раз она мне мешала. Нервировала, вызывала тоску и жалость. К кому? К девочке, становящейся на моих глазах чудовищем? К Вере Ивановне, инфантильной, полусонной принцессе, которой неустанно любуется камера Дмитрия Долинина? Или ко всем сразу, мученикам и жертвам Зины Бегунковой?

Не могу не сказать, как великолепна Светлана Смирнова в роли Зинки Бегунковой. Это дебютная роль актрисы, ей 19 лет. Такое впечатление, что это двадцатая её роль, настолько профессионально она раскрывает свою героиню. Разве бы вызвала её Зина такую бурю чувств, сыграй актриса вяло и плоско?


Люблю Смирнову в фильме «Впервые замужем» в роли Тамары, ужасной дочери Евгении Глушенко. Актриса хороша в роли Эбигайл Черчилл в «Стакане воды», историческом фильме по пьесе Эжена Скриба. Кстати, фильм «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса о тех же самых событиях, что и наш «Стакан воды», но, по понятным причинам, сексуальные акценты расставлены по-другому.

Читайте рецензию на фильм Ильи Авербаха “Фантазии Фарятьева”



Подробнее о фильме на Кинопоиске



Ссылки на наши проекты:


Клубы изобретателей Инвентика (inventika.top)


Умные игротеки Partyum (partyum.top)


Клубы разговорного английского Speeco (speeco.pro)


Как открыть свой детский образовательный клуб?

Это не так то просто.  Мы уже более шести лет занимаемся открытием и развитием уникальных центров для детей. 

За это время мы потерпели множество неудач. Но при этом построили свою сеть современных детских кружков в Пятигорске. Множество центров открылись по нашей франшизе на территории бывшего Советского союза

Оставьте свой e-mail и получайте каждую неделю свежие материалы! 

Здесь мы будем выкладывать уникальные статьи, в которых будем рассказывать о жизни наших клубов, делиться своим опытом, уникальными решениями и лайфхаками. Присоединяйтесь !